Народный архив Калужской губернии. Боровский и Мещовский уезды
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Народный архив Калужской губернии. Боровский и Мещовский уезды

Филиал Народного архива Российской Империи. Генеалогическая и краеведческая информация, взаимопомощь и взаимовыручка тех, кто ищет

Последние темы
Поиск по галерее сайтов НАРОДНОГО АРХИВА
Сообщите о нас пожалуйста
Нравится
Партнеры
Создать форум
Не назойливая реклама, средства от которой могут помочь в развитии проекта
Здесь может быть размещена и ваша реклама
Все флаги в гости к нам
Информация о сельце Степановское Flags_0
Счетчик посещений Counter.CO.KZ Яндекс.Метрика

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Информация о сельце Степановское

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

ПГМ:  http://etomesto.com/map-kaluga_pgm-meschovskiy-uezd/?x=35.506988&y=54.560474

Шуберт: http://www.etomesto.ru/shubert-map/13-13/?h=86434&v=76332

СНМ 1863: № 2813 и № 2826
СНМ 1914: с. 95

Сейчас:
деревня Павлищево
Юхновский район, Калужская область, Россия
54°33′47″N, 35°32′4″E
54.563066, 35.534334

и

поселок Санаторий Павлищев Бор
Юхновский район, Калужская область, Россия
54°33′57″N, 35°31′10″E
54.565749, 35.519430



Последний раз редактировалось: Сизиф (Чт 28 Сен - 9:59), всего редактировалось 2 раз(а)

https://mmdeks.forum2x2.ru

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

http://www.vest-news.ru/article.php?id=6312
Юлия ПИОНТКОВСКАЯ, научный сотрудник регионального фонда «Возрождение Калужской усадьбы». Наталья ПЕСТОВА, журналист

Отблеск прибрежной Италии

Поселок Павлищев Бор расположен в 50 километрах к западу от Калуги и в 30 километрах от Юхнова, на излучине реки Течи. Бывшая помещичья усадьба затерялась в калужской глубинке среди пологих холмов и перелесков. Прежде она называлась Степановской и принадлежала во второй половине XIX века Елизавете Платоновне Ярошенко, урожденной Степановой, в первом замужестве Шлиттер.

Известно, что история этого поместья началась еще в четырнадцатом столетии, когда бояре Степановы за активное участие в борьбе с Великим княжеством Литовским получили сотни десятин земли на русско-литовской границе. Во второй половине XVIII в. один из наследников Степановых прибыл сюда и приступил к застройке усадьбы. В Атласе Калужского наместничества 1782 г. на этом месте указана деревня Степанчикова, принадлежавшая Вере Борисовне Лопухиной. Деревянные усадебные строения неоднократно уничтожались пожарами и не сохранились.

Существующие сегодня каменные постройки имения относятся к концу XIX века: второй муж Елизаветы Платоновны, брат знаменитого художника-передвижника Василий Александрович Ярошенко, по профессии инженер-технолог, перестроил усадьбу по своему проекту. Более того, он и возглавил строительство дома-дворца в Степановском-Павлищеве.

Архитектурный комплекс расположен в живописном месте на левом берегу Течи, от которой усадьбу отгораживает белая кирпичная стена с воротами, увенчанными фигурами оленей. Комплекс состоит из главного дома, дома управляющего, небольшого здания с мезонином, надворных построек, расположенных строго по периметру усадьбы, и представляет собой образец архитектурного ансамбля, во всем продуманного и чрезвычайно гармоничного. Считается, что усадебный дом со множеством красивых веранд, балконов, террас, откуда открывается вид на реку, несколько напоминает итальянскую виллу и является копией собственного дома дворян Ярошенко в прибрежной части Италии, неподалеку от границы с Францией.

Теча здесь перекрыта в нескольких местах плотинами и превращена в цепочку прудов. Перед барским домом всегда была масса цветов. На душистые цветники состоятельная хозяйка имения Елизавета Платоновна тратила по 12-15 тысяч в год, выписывая лучших садовников из Италии и Франции. Усадебный парк со множеством беседок имел регулярную планировку. До сих пор можно проследить направление нижних липовых аллей, где в некоторых местах были установлены классические статуи. Одна из этих аллей вела от главного дома к сообщавшейся с рекой купальне, сооруженной в романтическом стиле, в виде развалин старого рыцарского замка с готическими башенками и стенами.

К сожалению, не сохранились старая планировка и внутренняя отделка помещений усадебного дома, и лишь по воспоминаниям жены известного русского поэта Максимилиана Волошина, записанным им в 1926 году в дневнике, можно представить их прежнее изящество.

«В Степановском были удивительные комнаты, - рассказывала Мария Степановна Волошина, урожденная Заболоцкая. - Столовая очень светлая - желто-золотистая. Большие окна, и сверху еще ряд светлых окон, которые выходили на широкий луг. Подъезд к дому занят японским газоном. Висели большие картины в золоченых рамках, несколько картин Ярошенко, брата Василия Александровича, «Извержение Везувия» и еще одна картина - старинная: «Аввакум приносит в жертву Исаака». Потом шла гостиная. Там были тяжелые портьеры. Она почти всегда была темная. Потом малая светлая гостиная, потом библиотека. Подоконники были мраморные, разных цветов - розовые, зеленые, а над этими комнатами - наверху - была комната Елизаветы Платоновны».

К сказанному остается добавить, что именно в одной из гостиных роскошного усадебного дома висела знаменитая картина Николая Александровича Ярошенко, брата хозяина имения, «Курсистка», написанная в 1883 году и находящаяся сейчас в Калужском областном художественном музее.

Как видим, в загородной дворянской усадьбе имелось все, чтобы жить с истинно барским размахом, ни в чем себе не отказывая, принимать, размещать, развлекать гостей. А их было очень много: многочисленные сродники и друзья-студенты живали здесь подолгу - в огромном доме всем хватало места. Зажиточные помещики Ярошенко не забывали и о нуждах крестьян своего села. Они построили в Степановском четырехклассную каменную школу и полностью ее обеспечивали, помогали погорельцам, в праздники одаривали все село пряниками и конфетами.

В целом же до нас дошли скупые сведения о последних владельцах Павлищева. О Елизавете Платоновне известно, что родилась она в 1850 году. Восемнадцатилетней девушкой по воле матери вышла замуж за человека втрое старше ее. Она пошла на этот шаг исключительно из стремления вырваться из-под опеки властолюбивой родительницы. Несчастье в браке компенсировала страсть к учению. В Петербурге Лиза поступает на высшие женские курсы, изучает юриспруденцию.

Здесь у молодой женщины зародилось чувство к Василию Ярошенко, читавшему у курсисток лекции по физике и математике. Затем Елизавета Платоновна оканчивает Бернский университет (Швейцария). Эти годы наполнены перепиской с любимым человеком. Потом были хлопоты и трудности в связи с разводом (в ту пору сие считалось предосудительным) и наконец второй брак.

Владелица Павлищева Бора много путешествовала по Европе и в своих письмах из-за границы обнаружила незаурядное литературное дарование. Более того, Елизавета Ярошенко была одной из первых женщин-юристов в России, но применения своим знаниям здесь так и не нашла.

Василий Ярошенко большую часть своего свободного времени отдавал естественным наукам. В имении у него была своя лаборатория. В бернских письмах его супруги есть упоминание об изобретении им нового способа гравирования.

Василий Александрович был слаб здоровьем - болел туберкулезом, из-за чего зиму супруги проводили в Италии на своей вилле. Народная молва донесла до нас и то, что из супругов более щедрым был Василий Александрович. Так, когда сгорело несколько крестьянских дворов, по его инициативе потерпевшим были выделены кирпич и лес для нового строительства, скот для обзаведения хозяйством.

Нам неведомо, как и где окончили свои дни Елизавета Платоновна и Василий Александрович. Известно только, что еще до революционного переворота они покинули родное Степановское, а вместе с ним и Россию и, вероятнее всего, навсегда остались в далекой Италии.

Наш рассказ был бы неполон без упоминания о художнике Н. Ярошенко. По семейному преданию из всей родни Елизавета Платоновна единственная, кто был близок ему духовно. Николай Александрович изобразил свою родственницу на картине «Портрет дамы с кошкой», которая так же, как и «Курсистка», хранится в Калужском художественном музее.

Во второй половине XIX века художник не раз бывал в гостях в имении брата, и здесь находилось несколько его картин. Молодая девушка на картине «Курсистка»- собирательный и выстраданный мастером образ, которому отчасти присущи черты Елизаветы Платоновны. К слову, она горячо сочувствовала женскому образованию в России.

Стоит отметить и то, что Н. Ярошенко был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Кстати, в Калуге подобная выставка проходила 12 февраля 1899 г. в залах Дворянского собрания, что придало событию особую значимость и торжественность.

Но вернемся к Павлищеву Бору. Главный усадебный дом неоднократно ремонтировался, переделывался и давал приют разным учреждениям. Ныне же некогда тихое и уютное дворянское гнездо постепенно разрушается и ждет своего хозяина. Расположенная в одном из живописнейших уголков нашей области бывшая усадьба дворян Ярошенко и сегодня не потеряла своей привлекательности. Хочется верить, что дом-дворец когда-нибудь возродится и в него вернется жизнь.

Сайт газеты Калужской области "Весть" 14.02.2008

https://mmdeks.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения