http://www.vest-news.ru/article.php?id=7730
Юлия ПИОНТКОВСКАЯ, научный сотрудник регионального фонда «Возрождение калужской усадьбы»
Терпилово терпеть умело
В 110 километрах от Калуги, на территории Мещовского района находится старинное село с исконно русским названием Терпилово. Расположилось оно на левой стороне почтовой дороги, соединявшей уездный город Мещовск с Мосальском, неподалеку от заштатного городка Серпейска. Барская усадьба, о которой пойдет речь, возникла здесь в середине XVIII века, когда земельными угодьями поместья владел богатый дворянин, коллежский советник, председатель уголовной палаты в Калуге Павел Петрович Безобразов, по имени и отчеству которого за селом надолго закрепилось, но не прижилось второе название - Петропавловское.
В 1780-е годы помещичья усадьба с деревянным господским домом во главе, с хозяйственными постройками и небольшим плодовым садом занимала территорию по обе стороны крохотной речки Терпиловки, где хозяином имения были устроены два неглубоких пруда. В то время вблизи усадебных земель находилась неизвестно когда и кем построенная уютная деревянная церквушка во имя Святителя Николая Чудотворца. Предполагают, что еще в начале XIX века православный храм пострадал от страшного пожара, которые в русских селах были нередки, и заново не восстановлен - в архивных материалах середины позапрошлого столетия каких-либо сведений о церкви в Терпилове уже не встречается.
На рубеже XVIII - XIX вв. помещичья усадьба находилась во владении малолетнего дворянина Михаила Безобразова, но в середине 1820-х годов она обрела нового хозяина, которым стал титулярный советник князь Петр Петрович Друцкой-Соколинский-Гурко-Ромейко (1806 - 1843), представитель русско-литовского княжеского рода, ведущего свое название от местечек Друцк и Сокольни в Витебской земле. В далеком прошлом предков названного князя постоянно преследовали в Литве за отказ принять католичество, а потому в начале XVI века они перебрались в Россию, воссоединившись со своими родственниками по мужской линии в боковых коленах с князьями Батищевыми и Путятиными, которые оказались в России на сто лет раньше. Вторая половина несколько необычной витиеватой фамилии образовалась в начале XVIII века, когда один из Друцких-Соколинских, а именно князь Илья Андреевич, женившись на дочери потомственного смоленского дворянина, полковника Гурко-Ромейко, пожелал принять и фамилию супруги, что по dысочайшему повелению было позволено.
Став хозяином калужского имения и 153 душ крепостных крестьян, а также мизерного количества земли в деревне Оболенка Жиздринского уезда, князь Петр Петрович Друцкой-Соколинский с супругой Ольгой Ивановной, урожденной Краевской, произвел частичную перестройку главного усадебного дома, выполненного прежними владельцами в характерном для XVIII века барочном стиле. Помимо этого? он соорудил ряд служебных и хозяйственных построек. Задуманное благоустройство приобретенной калужской усадьбы было прервано неожиданной болезнью и безвременной кончиной князя в 37-летнем возрасте, после чего недвижимое имение перешло по наследству старшему из его сыновей, закоренелому холостяку Василию Петровичу Друцкому-Соколинскому.
Новым хозяином был составлен подробный план усадьбы, и, по всей видимости, предполагалось существенно изменить общий архитектурный облик бывшего отцовского имения, однако необъяснимой волею судьбы Василий Петрович вдруг тихо умер в 1867 году, утром на Благовещение, и был похоронен родственниками со всеми почестями в Москве на Ваганьковом кладбище. Он не дожил всего нескольких месяцев до своего сорокалетия.
Усадьба Терпилово, Петропавловское тож, состоявшая тогда из 393 десятин земли, и небольшая деревушка Ласки Мосальского уезда оказались во владении младшего брата умершего помещика, статского советника Петра Петровича (1829 -1897), женатого на потомственной дворянке Марии Степановне Молчановой. Супруги были довольно богаты, но бездетны, а потому все их интересы сводились к ведению домашнего хозяйства в усадьбе и активному участию князя в общественных делах в соседней Смоленской губернии, где Петр Петрович более пятнадцати лет избирался на должность Духовщинского уездного предводителя дворянства, и где супруги Друцкие-Соколинские имели крупные родовые поместья. В связи с огромным количеством заданий и поручений, исполнения которых требовала вверенная князю должность, хозяева имения были вынуждены на довольно длительный срок покидать родное Петропавловское, проживая в основном в Смоленской губернии.
Что касается Петропавловской усадьбы, то супруги Друцкие-Соколинские, не имея прямых наследников, в конце позапрошлого столетия, незадолго до кончины, продали принадлежавшие им усадебные земли дворянину Булычеву. Князь Петр, как и его супруга, был похоронен в селе Горки Смоленской губернии на родовом кладбище у церкви, построенной еще его предками в 1797 году.
К сказанному остается добавить, что бездетные братья Василий и Петр были последними представителями старинного княжеского рода. С их кончиной навсегда оборвалась жизнь и несколько неудобной, трудной в произношении, как тогда говорили «четырехэтажной» княжеской фамилии Друцких-Соколинских-Гурко-Ромейко.
История старинного имения Терпилово (Петропавловское), на этом не закончилась. Следующими и последними его хозяевами стали потомственный дворянин Сергей Булычев, который существенно перестроил основное жилое здание по своему вкусу и обновил хозяйственные постройки, а затем его наследники, владевшие усадьбой до революции. В 1909 году на территории бывших княжеских угодий, обнесенных каменной оградой, все еще возвышался несколько вытянутый в длину главный господский дом из камня с яркими отпечатками барокко, о чем свидетельствует, прежде всего, четное количество окон по фасаду. Помимо этого в архитектурный комплекс помещичьего имения входили: вместительная конюшня, коровник, два амбара, баня, свинарник, сенной сарай, молотильня и два навеса для хранения яблок. Как и в далеком прошлом, старый дом окружал небольшой плодовый сад.
Ныне перечисленные хозяйственные постройки навсегда утрачены. Сегодня в старинной усадьбе, более семидесяти лет принадлежавшей представителям древнего княжеского рода, можно обнаружить лишь жалкие руины пострадавшего от сильного пожара, случившегося в девяностых годах прошлого века, каменного двухэтажного главного дома с элементами барокко и отдельными чертами классицизма, возникшими при многочисленных перестройках. На бывшем дворянском особняке отсутствует крыша, зияют пустые глазницы окон, а потому трудно сейчас судить, как выглядели экстерьер и интерьер здания при бывших владельцах усадьбы. Давно уже высох один из чистых прудов, устроенный некогда хозяевами имения неподалеку от въезда в усадьбу. К счастью, каким-то чудом еще сохраняются остатки регулярного липового парка со вторым неглубоким старым прудом, через который перекинут крохотный мостик, - грустным ровесником молчаливого дворянского особняка, где некогда кипела и била ключом барская жизнь.
Сайт газеты Калужской области "Весть", 04.09.2008