http://www.vest-news.ru/article.php?id=6312
Юлия ПИОНТКОВСКАЯ, научный сотрудник регионального фонда «Возрождение Калужской усадьбы». Наталья ПЕСТОВА, журналист
Отблеск прибрежной Италии
Поселок Павлищев Бор расположен в 50 километрах к западу от Калуги и в 30 километрах от Юхнова, на излучине реки Течи. Бывшая помещичья усадьба затерялась в калужской глубинке среди пологих холмов и перелесков. Прежде она называлась Степановской и принадлежала во второй половине XIX века Елизавете Платоновне Ярошенко, урожденной Степановой, в первом замужестве Шлиттер.
Известно, что история этого поместья началась еще в четырнадцатом столетии, когда бояре Степановы за активное участие в борьбе с Великим княжеством Литовским получили сотни десятин земли на русско-литовской границе. Во второй половине XVIII в. один из наследников Степановых прибыл сюда и приступил к застройке усадьбы. В Атласе Калужского наместничества 1782 г. на этом месте указана деревня Степанчикова, принадлежавшая Вере Борисовне Лопухиной. Деревянные усадебные строения неоднократно уничтожались пожарами и не сохранились.
Существующие сегодня каменные постройки имения относятся к концу XIX века: второй муж Елизаветы Платоновны, брат знаменитого художника-передвижника Василий Александрович Ярошенко, по профессии инженер-технолог, перестроил усадьбу по своему проекту. Более того, он и возглавил строительство дома-дворца в Степановском-Павлищеве.
Архитектурный комплекс расположен в живописном месте на левом берегу Течи, от которой усадьбу отгораживает белая кирпичная стена с воротами, увенчанными фигурами оленей. Комплекс состоит из главного дома, дома управляющего, небольшого здания с мезонином, надворных построек, расположенных строго по периметру усадьбы, и представляет собой образец архитектурного ансамбля, во всем продуманного и чрезвычайно гармоничного. Считается, что усадебный дом со множеством красивых веранд, балконов, террас, откуда открывается вид на реку, несколько напоминает итальянскую виллу и является копией собственного дома дворян Ярошенко в прибрежной части Италии, неподалеку от границы с Францией.
Теча здесь перекрыта в нескольких местах плотинами и превращена в цепочку прудов. Перед барским домом всегда была масса цветов. На душистые цветники состоятельная хозяйка имения Елизавета Платоновна тратила по 12-15 тысяч в год, выписывая лучших садовников из Италии и Франции. Усадебный парк со множеством беседок имел регулярную планировку. До сих пор можно проследить направление нижних липовых аллей, где в некоторых местах были установлены классические статуи. Одна из этих аллей вела от главного дома к сообщавшейся с рекой купальне, сооруженной в романтическом стиле, в виде развалин старого рыцарского замка с готическими башенками и стенами.
К сожалению, не сохранились старая планировка и внутренняя отделка помещений усадебного дома, и лишь по воспоминаниям жены известного русского поэта Максимилиана Волошина, записанным им в 1926 году в дневнике, можно представить их прежнее изящество.
«В Степановском были удивительные комнаты, - рассказывала Мария Степановна Волошина, урожденная Заболоцкая. - Столовая очень светлая - желто-золотистая. Большие окна, и сверху еще ряд светлых окон, которые выходили на широкий луг. Подъезд к дому занят японским газоном. Висели большие картины в золоченых рамках, несколько картин Ярошенко, брата Василия Александровича, «Извержение Везувия» и еще одна картина - старинная: «Аввакум приносит в жертву Исаака». Потом шла гостиная. Там были тяжелые портьеры. Она почти всегда была темная. Потом малая светлая гостиная, потом библиотека. Подоконники были мраморные, разных цветов - розовые, зеленые, а над этими комнатами - наверху - была комната Елизаветы Платоновны».
К сказанному остается добавить, что именно в одной из гостиных роскошного усадебного дома висела знаменитая картина Николая Александровича Ярошенко, брата хозяина имения, «Курсистка», написанная в 1883 году и находящаяся сейчас в Калужском областном художественном музее.
Как видим, в загородной дворянской усадьбе имелось все, чтобы жить с истинно барским размахом, ни в чем себе не отказывая, принимать, размещать, развлекать гостей. А их было очень много: многочисленные сродники и друзья-студенты живали здесь подолгу - в огромном доме всем хватало места. Зажиточные помещики Ярошенко не забывали и о нуждах крестьян своего села. Они построили в Степановском четырехклассную каменную школу и полностью ее обеспечивали, помогали погорельцам, в праздники одаривали все село пряниками и конфетами.
В целом же до нас дошли скупые сведения о последних владельцах Павлищева. О Елизавете Платоновне известно, что родилась она в 1850 году. Восемнадцатилетней девушкой по воле матери вышла замуж за человека втрое старше ее. Она пошла на этот шаг исключительно из стремления вырваться из-под опеки властолюбивой родительницы. Несчастье в браке компенсировала страсть к учению. В Петербурге Лиза поступает на высшие женские курсы, изучает юриспруденцию.
Здесь у молодой женщины зародилось чувство к Василию Ярошенко, читавшему у курсисток лекции по физике и математике. Затем Елизавета Платоновна оканчивает Бернский университет (Швейцария). Эти годы наполнены перепиской с любимым человеком. Потом были хлопоты и трудности в связи с разводом (в ту пору сие считалось предосудительным) и наконец второй брак.
Владелица Павлищева Бора много путешествовала по Европе и в своих письмах из-за границы обнаружила незаурядное литературное дарование. Более того, Елизавета Ярошенко была одной из первых женщин-юристов в России, но применения своим знаниям здесь так и не нашла.
Василий Ярошенко большую часть своего свободного времени отдавал естественным наукам. В имении у него была своя лаборатория. В бернских письмах его супруги есть упоминание об изобретении им нового способа гравирования.
Василий Александрович был слаб здоровьем - болел туберкулезом, из-за чего зиму супруги проводили в Италии на своей вилле. Народная молва донесла до нас и то, что из супругов более щедрым был Василий Александрович. Так, когда сгорело несколько крестьянских дворов, по его инициативе потерпевшим были выделены кирпич и лес для нового строительства, скот для обзаведения хозяйством.
Нам неведомо, как и где окончили свои дни Елизавета Платоновна и Василий Александрович. Известно только, что еще до революционного переворота они покинули родное Степановское, а вместе с ним и Россию и, вероятнее всего, навсегда остались в далекой Италии.
Наш рассказ был бы неполон без упоминания о художнике Н. Ярошенко. По семейному преданию из всей родни Елизавета Платоновна единственная, кто был близок ему духовно. Николай Александрович изобразил свою родственницу на картине «Портрет дамы с кошкой», которая так же, как и «Курсистка», хранится в Калужском художественном музее.
Во второй половине XIX века художник не раз бывал в гостях в имении брата, и здесь находилось несколько его картин. Молодая девушка на картине «Курсистка»- собирательный и выстраданный мастером образ, которому отчасти присущи черты Елизаветы Платоновны. К слову, она горячо сочувствовала женскому образованию в России.
Стоит отметить и то, что Н. Ярошенко был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Кстати, в Калуге подобная выставка проходила 12 февраля 1899 г. в залах Дворянского собрания, что придало событию особую значимость и торжественность.
Но вернемся к Павлищеву Бору. Главный усадебный дом неоднократно ремонтировался, переделывался и давал приют разным учреждениям. Ныне же некогда тихое и уютное дворянское гнездо постепенно разрушается и ждет своего хозяина. Расположенная в одном из живописнейших уголков нашей области бывшая усадьба дворян Ярошенко и сегодня не потеряла своей привлекательности. Хочется верить, что дом-дворец когда-нибудь возродится и в него вернется жизнь.
Сайт газеты Калужской области "Весть" 14.02.2008